Мессиан, Крам, Куртаг, Штокхаузен, Барток, Этвёш 4/12/19

Вчера вечером у посетителей филармонии был редкий шанс вырваться из вечного круговорота великих имен Баха / Моцарта / Бетховена / Чайковского и других, отлитых в бронзе. Немецкий фортепианный дуэт GrauSchumacherDuo (они уже были у нас два года назад на предыдущей «Евразии») исполнял  музыку, которая мало звучит в этом зале. Проще говоря, нонконвенциональную музыку.


Collapse )

    Мдзлевари 30/11/19

      Много-много лет назад ко мне попала кассета с записями грузинского хорового пения. Тогда я был очень далек от любой народной музыки, не любил ее и всячески отрицал любые фольклорные мотивы. А вот, поди ж ты, влюбился в эти песни, и по сей день считаю, что из всех хоров мира рядом с грузинским можно поставить разве что песни корсиканцев и сардов.
      Но живьем никогда грузинское многоголосье не слушал. Спасибо фестивалю «Евразия», благодаря которому я этот пробел закрыл.
      Ансамбль «Мдзлевари» состоит из 11 человек – на сцене целая футбольная команда. А кто помнит грузинский футбол времен СССР, тот знает, что в игре тбилисского Динамо была особая, ни с чем несравнимая изюминка.


    Collapse )

    Вагнер, Хенце. Открытие V фестиваля Евразия. 29/11/19

    Я был на трех из четырех прошедших фестивалей «Евразия», в этот раз планирую сходить на четыре концерта. Вчера был первый. Фестиваль проходит по нечетным годам, и каждый раз на нем случаются уникальные концерты, мощные премьеры. Приезжали Антон Батагов и Гэбриел Прокофьев, суфии из Египта и кружащиеся дервиши из Сирии, авангардисты из Англии и из Германии, оркестры из Китая. И так далее.
    У вчерашнего концерта был необычный формат: короткое первое отделение, получасовой антракт и длинное второе. В первом играли «Смерть Изольды» Вагнера. Я уже много раз  писал, что это моя любимая музыка, каждый раз слушаю с трепетом. Да и как её не любить, ведь именно под этот фрагмент из «Тристана и Изольды» планета Меланхолия уничтожила Землю в известном фильме.

    Collapse )

    Шостакович 24/11/19

    Сначала играли Первый концерт Шостаковича для виолончели с оркестром.

    Концерт был написан и впервые исполнен в 1959. Первым солистом был Мстислав Ростропович, первым дирижером – Евгений Мравинский. 1959 – год  для музыки неоднозначный. Битлз еще не начались, а рок-н-ролл уже почти закончился: Элвиса забрили в армию, Чак Берри присел на  три года, Бадди Холли погиб, недолго оставалось и Эдди Кокрану. Зато в джазе происходили интереснейшие вещи – уже вышли первые пластинки Орнетта Коулмена и Джона Колтрейна, Майлз Дэвис вошел в полную силу, на подходе был и Альберт Эйлер. В экспериментальной и авангардной музыке в расцвете сил были Пьер Анри, Пьер Булез и Пьер Шеффер. Ксенакис, Штокхаузен. Ну а в России царил Шостакович.  Что-то я увлекся историей… В этом концерте есть такой удивительный момент, где виолончелист (в четвертой, что ли части) долгое время играет соло, без помощи оркестра. И вот когда на полную мощь вступает оркестр после нескольких минут трепетного движения солиста по тонкой проволоке – это производит прямо-таки грандиозное впечатление.
    Девятая симфония Шостаковича, которую играли во втором отделении – произведение сложной судьбы. Начал он ее в 1943, потом бросил, в 1945 закончил, в ноябре ее играли в Ленинграде, дирижировал, конечно же, Мравинский. Потом композитора заклеймили за формализм, и симфония долго была запрещена, только в 1955 вернулась на сцену.
    Вообще-то я думал, что относительно неплохо знаком с творчеством Шостаковича. Все-таки у меня дома есть полное собрание его симфоний. И я их даже иногда включаю на проигрывателе. Но вот проверил свои записки – и оказалось, что живьем я слушал его произведения до обидного мало.  Один раз – Десятую симфонию, один раз – Первую, один раз – Первый фортепианный концерт, а Первый виолончельный теперь уже два раза. Ну и еще что-то. Зато Девятую симфонию слушал уже трижды, и, знаете, еще бы пошел. Продолжаешь открывать ее. Может быть, мне этого пока и достаточно.
    Исполнители

    • Уральский молодежный симфонический оркестр

    • Дирижер – Доркин Алексей

    • Юфа Георгий (виолончель)

    В программе

    • Шостакович. Концерт № 1 для виолончели с оркестром

    • Шостакович. Симфония № 9

    Бетховен, Шостакович, Рахманинов 11/11/19

    Пусть концерт и  входит в абонемент "Время Бетховена", хэдлайнером был Сергей Васильевич Рахманинов. А Бетховен с Шостаковичем - у него на разогреве.  Итак, трио имени Рахманинова  сыграли для нас три фортепианных трио.

    Collapse )

    AKKU Quintet (Швейцария) 9/11/19

    На этой неделе я позорно пропустил выступление «Петли пристрастия»  в Доме Печати (а всего-то надо было выйти вечером с работы и 10 минут следовать в юго-западном направлении). Зато через два дня  я почти случайно оказался на концерте AKKU Quintet в Ельцин-центре. Про них я не знал ничего, кроме той краткой информации, что была дана в афише. Было заявлено, что группа играет джаз-рок. Это, конечно, очень условно:  не jazz, это contemporary jazz!

    Collapse )

    Кодай, Бетховен, Барток 25/10/19

    I. В насыщенной программе вечера меня интересовал главным образом Барток. Но сначала о другом венгре. В программке приведена цитата, где говорится, что венгерский дух яснее и полнее всего выразился в исполняемом сегодня концерте Золтана Кодая. Не знаю, может быть, дух Венгрии времен адмирала Хорти – напыщенной, агрессивной (музыка написана в 1939 году). Вообще-то концерт мне скорее понравился, но поскольку предстояло два более важных события, я на нем не сосредоточился.
    II. Почему в нашей филармонии, если женщина за роялем, то непременно дальневосточного происхождения? Или это я так выбираю все время?

    Collapse )

    Йохан ФОСТЬЕ 22/10/19

    Вообще-то, когда я покупал билет, в афише значился американский гитарист Хавьер Шара. И репертуар его меня чем-то привлек. Но потом исполнителя поменяли на менее интересного бельгийца.

    А поскольку уже было уплочено, я все равно пошел. Что же запомнилось?
    Collapse )

    PJ Harvey: A Dog Called Money 18/10/19

    A Dog Called Money не похож на стандартные фильмы о музыкантах.

    В нем две основные составляющие:
    1) Полли Джин Харви путешествует по тревожным территориям – Кабул, Сирия, бедные черные кварталы Вашингтона, Косово. Встречается там с людьми, посещает интересные места, видит красивые пейзажи. Занимательная этнография.
    2) Полли Джин Харви в студии со своим составом записывает альбом The Hope Six Demolition Project (2016 год). Артисты шутят, дурачатся, волнуются, репетируют, играют. Некоторые песни звучат полностью, некоторые фрагментами.
    Collapse )