?

Log in

No account? Create an account

если себе все представить иначе...

Previous Entry Share Next Entry
Четыре книги про музыку
oval_process
Часто околомузыкальные книги скучны, скверно написаны, тенденциозны, полны ошибок и неточностей. Особенно это касается автобиографий и воспоминаний самих музыкантов, будь то  классический пианист Андрей Гаврилов, рок-гитарист Кит Ричард, или нововолновый басист Питер Хук. Место им – на верхних полках самого дальнего шкафа в подвале книжного магазина. К счастью, есть и немало прекрасных, интересных текстов, созданных настоящими профессионалами. За последние полгода я прочел четыре таких.

1.Ханс Ульрих Обрист «Краткая история новой музыки». М.: Ад Маргинем, 2016. – 280 с.

В книге собраны объемные интервью с 17 крупнейшими композиторами второй половины XX / начала XXI века. Среди них, например, Янис Ксенакис, Стив Райх, Терри Райли, Брайан Ино, Ральф Хюттер и другие важнейшие фигуры. Начал я читать с большим энтузиазмом, однако, первое же интервью оказалось на редкость скучным (я даже пожалел, что потратил деньги на эту книгу и собирался уж сдать ее в какой-нибудь книгообменник). Это был разговор с Карлхайнцем Штокхаузеном: человеком, абсолютно замкнутым на себе и не интересующимся ничем, кроме собственной персоны. Потом я все-таки продолжил чтение, и был вознагражден. Все остальные беседы – умны, полны оригинальных идей и тонких наблюдений. Многие произведения авторов из этого списка я переслушал или послушал впервые (а работы Эллиотта Картера и Роберта Эшли стали моими «настольными» на  несколько месяцев). Мое любимые страницы здесь – разговор с Пьером Булезом, некоторые фрагменты из него настолько мне понравились, что их хочется цитировать: «Люди, которые часто ходят на концерты современной музыки,  как и те, кто видел много современного искусства, вырабатывают то, что можно назвать ”шестым чувством”, своеобразную остроту суждения». Но и остальные интервью достойны внимания. Вывод: рекомендую всем, кто слушает или хочет слушать и стремится понять музыку XX века, и узнать про нее и ее создателей чуть больше, чем написано в Википедии.

2.Дэвид Туп «Искусство звука или навязчивая погода». М.: АСТ: Адаптек, 2010. – 411 с.

Автор исследует природу и эволюцию саунда в экспериментальной  музыке XX века (перевод вышел в 2010, но оригинал создан несколькими годами ранее). Среди героев: Маркус Попп, Pan Sonic, Fennesz, Такемицу, Merzbow и еще десятки, а может и сотни имен. И хотя тема эта мне интересна лишь по касательной, нельзя не признать, что книга написана на удивление поэтично и полна глубоких размышлений. Стоит посмотреть на аудиомир и с этой точки зрения. Беда этой книги – перевод и/или редактура. Собственно, переведено-то неплохо, просто авторы перевода часто вообще не в теме, не понимают, о чем речь. Вероятно, редактор отсутствовал вообще. В выходных данных указана какая-то фамилия, но, как знают люди, связанные с книгоизданием, часто это просто дань традиции. Иногда с трудом можно догадаться, про что идет разговор. Так французский композитор Пьер Анри стал Пьером Генри, японский театр Но – театром Нох, немецкий художник Йозеф Бойс каким-то Джозефом Беаусом. И так далее. Иногда дело доходит до курьеза. Вот, например, Яки Либецайт – барабанщик великой группы Can (один из вариантов перевода слова Can – банка). В книге он упоминается как «барабанщик на консервных баночках». А сколько подобных ребусов-казусов я так и не расшифровал. Вывод: интересующимся темой читать можно и нужно, но лучше раздобыть экземпляр на английском.

3.Джон Робб «Панк-рок: устная история». М.: АСТ: Кладезь, 2018. – 512 с.

Книга представляет собой искусное сочетание фрагментов сотен интервью с людьми, так или иначе причастными к возникновению и развитию панка. Эти фрагменты разбиты по годам и темам и перетекают один в другой так органично, что перед читателем разворачивается полномасштабная (представлены разные, часто противоположные точки зрения на одно и то же событие или группу) и последовательная история направления от середины 70-х до начала 80-х. Автор беседует, в основном, с музыкантами, но есть и журналисты, продюсеры, редакторы фэнзинов,  фотографы, коллекционеры, просто студенты. От Джона Лайдона и Мика Джонса до безвестных фанов. Есть и люди, прославившиеся позднее: Бернард Самнер или Йен Браун, к примеру. Упоминаются и совсем неожиданные персонажи, которые и тогда, оказывается, тоже были в деле: Шон МакГован (он же Шейн Макгоуэн), Моррисси, и даже сам Билл Драммонд из KLF. Разумеется, множество даб- и регги- артистов: Ли Скрэтч Перри, Prince Far I и т.п. (Наверное, такой в идеале должна была стать книга «Малахитовые гитары», если б я не влез со своими нелепыми ухищрениями).  Подчеркну, речь именно о британском панке. Множество американских (нью-йоркских, в основном) артистов того времени, конечно, упоминается, но только как оказавшие влияние, имевшие культурные связи. А интервью, большей частью, с жителями островов. Генри Роллинз только тут оказался из американцев (умный и продвинутый дядька, между прочим, в отличие от многих).
Огромный минус – отсутствие фотографий, иллюстраций. Их нет во всех книгах этого небольшого обзора, но именно здесь фото были бы более всего желанны и уместны.
Вывод: обязательно к прочтению для тех, кто хоть немного интересовался, интересуется или хочет заинтересоваться панк-роком и сопутствующими стилями. А также тем, кто хочет узнать, как пишутся хорошие книги про музыку.

4.Ляля Кандаурова «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику». М.: Альпина Паблишер, 2018. – 438 с.

Здесь рассказывается о произведениях двух десятков композиторов: от XV века до  нашего времени.
Мои герои в классической музыке: Бетховен, Вагнер, Стравинский, Шостакович, Прокофьев. Меня всегда  захватывает и пронзает творчество Шёнберга, Дворжака, Бартока, Рихарда Штрауса, Сибелиуса, Скрябина, Ксенакиса, Рахманинова, Райха и многих других. А также Эдгара Вареза, хоть я его никогда и не слышал. Когда я открыл книгу, то с грустью обнаружил, что ни одного из этих имен там нет (хотя почти все они, так или иначе, упоминаются). О некоторых описываемых в тексте композиторах я вообще никогда не слышал (в силу своей культурной отсталости), ко многим – равнодушен (в силу своей духовной ограниченности). Ну ладно, для меня есть все же Брамс и Мессиан, хотя для такого объема как-то маловато. Парадокс в том, что книгу эту читать интересно от первой до последней страницы, не взирая, так сказать, на лица. Написано умно, энергично, грамотно и высокохудожественно.  И главное – Ляле каким-то удивительным образом удается понятно и нескучно рассказать о сложной и далекой (для меня)  музыке. Впрочем, попытки выразить самую ее сущность довольно туманны (получается как-то так: «это что-то неподвластное комментарию…  заключается в чем-то не познаваемом до конца»). Но, в конце концов, это вообще мало кому удается, один только Андрей Горохов иногда мог…
Читая книгу я все время думал: «Вот бы про «моих» кто-нибудь так написал». Вывод: читать всем, кто любит историю, музыки и историю музыки.


  • 1
ни одной из этих книг мне не попадалось на глаза в последние два года. хотя я относительно внимательно изучал ассортимент в соответствующих отделах книжных развалов п-ска, ленинграда и масквы:) хотя.. про существование перевода книги дэвида тупа я слышал. расстроило редактирование. подобный материал важно доносить до специалистов, прежде чем тиражировать

Книгу Дэвида Тупа я купил на распродаже по цене трамвайного билета. Остальные - заказывал по интернету (про панк-рок я видел и на полках в двух магазинах, но в интернете гораздо дешевле)

  • 1